«Гидроавиасалон-2010»: «гвозди» – те же, но интерес к ним – выше

Н.Якубович
Николай Якубович Cегодня человека трудно чем-то удивить. Уже стали обыденными полеты в космос, но желание уподобиться птице не пропало. Ежегодно во всем мире проводятся десятки авиашоу и всевозможных авиавыставок, но одна из них присуща только Российской Федерации – «Гидроавиасалон». В этом году он проводился в восьмой раз, собрав в курортном Геленджике тысячи зрителей от профессионалов до отдыхающих, пожелавших насладиться зрелищем. Как и на предыдущих салонах, «гвоздем» программы была амфибия Бе-200ЧС. Уже второй раз эта машина доставляла в Геленджик журналистский десант из Москвы с посадкой на водную поверхность сертифицированного гидроаэродрома. Машина поднялась по слипу на сушу и через несколько минут мы – на гидроавиасалоне.


Бе-103 и Бе-200 встречаются вместе на воде очень редко и лишь в Геленджике

В этом году Бе-200ЧС довелось поработать особенно много, заливая водой многочисленные пожары, и самолет вновь приковал к себе внимание властных структур России. В итоге, в ходе работы «Гидроавиасалона-2010» было подписано предварительное соглашение между ТАНТК имени Г.М. Бериева и МЧС РФ о приобретении еще восьми Бе-200ЧС. Стоимость сделки оценивается в 12 млрд рублей. Начало поставок запланировано на 2012 год, а в следующем году МЧС должно получить два самолета из задела НПК «Иркут». Следует заметить, что к настоящему времени из Иркутска в Таганрог передана вся технологическая оснастка производства самолета Бе-200ЧС. Но это не единственная новость.

Руководство Краснодарского края подписало с ТАНТК им. Г.М. Бериева соглашение о поставке самолетов Бе-103 для экологического мониторинга и Бе-200 в варианте МЧС. По этому поводу губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил: «Печальный опыт этого лета показал, что для нас и наших соседей необходимо приобретение собственных самолетов».

Судя по всему, заказанные Бе-200 будут существенно отличаться от самолетов первой серии, поскольку в них планируется учесть все замечания заказчика, выявленные в ходе их эксплуатации.

Если эти планы удастся реализовать в полном объеме и в срок, то с учетом сертификата типа EASA (Европейского агентства авиационной безопасности) на самолет Бе-12ЧС-Е, врученного в ходе работы «Гидроавиасалона-2010» генеральному конструктору ТАНТК имени Г.М. Бериева В.А. Кобзеву, и предстоящей замены канадских амфибий CL-215 (вырабатывающих свой ресурс), у Бе-200 открывается прекрасная перспектива. Следует сказать, что Бе-200 уже сегодня является многоцелевой машиной, способной решать различные задачи в интересах как авиакомпаний, так и обороны. В частности, амфибия может служить основой для создания самолета противолодочной обороны, был бы заказчик.

В ходе работы салона проходила ставшая традиционной конференция по гидроавиации. В частности, один из докладчиков сообщил о разработке новых суперкритических профилей крыла, применение которых позволит на Бе-200 перейти от стреловидной несущей поверхности к прямой. Это позволит не только сохранить высотно-скоростные характеристики машины, но и облегчить планер, что сделает Бе-200 более привлекательным для покупателя.

Непременным участником всех предыдущих салонов была амфибия А-40. На этот раз она осталась на заводском аэродроме в Таганроге. Причина проста – двигатели выработали свой ресурс, да и работы по переделке машины в поисково-спасательный вариант А-42 хватает.

На ТАНТК продолжается разработка амфибий Бе-101/112/114, а также супергиганта Бе-2500, модель которого неизменно привлекает внимание посетителей выставки.

Кроме Бе-200, включая машину МЧС, над геленджикской бухтой можно было увидеть полеты легких пассажирских амфибий Бе-103, ЛА-8 «Флагман», Л-42М и копию поплавкового варианта биплана По-2.

Проводились полеты легкого отечественного вертолета соосной схемы с поплавковым шасси «Роторфлай», созданного в КБ «Ротор». Не новичком в небе Геленджика был американский вертолет «Робинсон» R-44 на поплавках в виде надувных баллонетов. Следует отметить, что в Советском Союзе предпринимались попытки установки винтокрылых машин на поплавки, но по разным причинам дальше опытов дело не пошло. Демонстрационные полеты российских пилотов в Геленджике еще раз показали, что применение поплавкового шасси на вертолете значительно расширяет его функциональные возможности.

Участвовали в работе салона экипажи биплана Ан-3 (использовался для десантирования парашютистов) и вертолета Ка-32 авиации МЧС, правда, в сухопутном варианте (без надувных баллонетов). Ка-32 демонстрировал лишь возможности вертолета по спасению людей, терпящих бедствие на море.
Осведомленный читатель может возразить, что над водой летают не только самолеты и вертолеты, но и экранопланы, и суда на воздушной подушке. К сожалению, летательных аппаратов, использующих эффект близости земли, на выставке не было представлено, хотя монополистом этого направления являются нижегородские самолетостроители (завод «Сокол») и кораблестроители, создатели аппарата «Акваглайд-5». Видимо, в России рынка таких аппаратов нет. Зато был представлен легкий катер на воздушной подушке «Шмель» (на базе надувной лодки), созданный при участии специалистов ЦАГИ. То есть на этот раз в Геленджике летательных аппаратов, приспособленных для эксплуатации с воды, было заметно меньше, чем в предыдущие годы.

Еще одной новостью Геленджика стало открытие в мае этого года аэропорта. Отличная взлетно-посадочная полоса длиной 3200 м, рассчитанная на эксплуатацию самых тяжелых самолетов, контрастирует с небольшим терминалом для пассажиров. Этот аэропорт явно создавался не для туристов и отдыхающих, основной поток которых начинается в мае и заканчивается в октябре (для этого достаточно было реконструировать старый аэропорт), а для каких-то иных, не разглашенных пока целей.

Воспользовавшись этим обстоятельством, организаторы салона развернули на аэродроме статическую стоянку. В аэропорту посетители могли поближе ознакомиться как с отечественной, так и зарубежной техникой. К сожалению, новинками там не блистали. Наибольшее же внимание посетителей привлекал самолет-амфибия Бе-12, которому в октябре исполняется 50 лет. Два года назад на заключительной пресс-конференции авиасалона один из представителей СМИ посетовал на его отсутствие. Когда мы прилетели в Геленджик, то первое, что бросилось в глаза – свежевыкрашенный раритет, официально снятый с вооружения в 1990 году. Казалось, организаторы салона вспомнили о ветеране, но быстро выяснилось, что Бе-12 не включили в число экспонатов. В итоге, раритет оказался … за забором. А ведь его облик «ласкал глаз» посетителей, напоминая о теперь уже далеком прошлом.

Впрочем, не только ощущалась ностальгия, но и постоянно чувствовался взгляд в будущее. О его перспективах можно было узнать на стендах предприятий и в ходе работы традиционной научно-технической конференции по гидроавиации, организованной Научно-методическим советом под руководством исполнительного директора ЦАГИ Сергея Чернышева. В ее работе участвовали свыше 130 специалистов из разных стран. Конференция проводилась в семи секциях, на которых были заслушаны и обсуждены более 90 докладов. В ходе выставки состоялась также научная конференция ВИАМ «Инновационные технологии в области композитов и их эксплуатация с учетом климатических факторов», межпарламентская конференция «Небо сотрудничества-3», заседание 46-го технического комитета Российской ассоциации эксплуатантов и круглый стол Комитета по развитию авиационно-космического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ на тему «Актуальные проблемы молодежной политики и трудоустройства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса».

В заключение хочется поблагодарить организаторов выставки и, прежде всего, руководство ТАНТК имени Г.М. Бериева за предоставленную возможность столичным журналистам посетить «Гидроавиасалон».

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика