Модернизация экономики: «Болевая точка» «Больной отрасли»

Алина Гайденко,
Начальник отдела аналитических исследований Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
17 июня 2010 года в Центре международной торговли прошло заседание Правления Торгово-промышленной палаты России. С докладом о проблемах кадрового потенциала, необходимого для модернизации экономики России, выступил Президент ТПП России Е.М. Примаков. Обеспечить решение уникальных по масштабу и сложности задач модернизации российской экономики невозможно без соответствующих кадровых ресурсов, отметил Евгений Примаков. Состояние отечественного кадрового потенциала, однако, вызывает обоснованную обеспокоенность общества. «Болевые точки» хорошо известны: невысокое качество основной массы инженерных и управленческих кадров, острый дефицит работников низшего и среднего уровней производственных квалификаций и одновременно избыток специалистов, на которых отсутствует спрос со стороны бизнеса, государственных и муниципальных учреждений. Все это усугубляется непростой демографической ситуацией.

Евгений Примаков назвал три взаимосвязанные задачи в деле развития кадрового потенциала. Во-первых, необходимо создать непрерывный поток подготовки кадров для покрытия потребностей рынков труда в специалистах разных уровней. Во-вторых, требует своего решения проблема качественной подготовки управленческих кадров. В-третьих, стране нужна целостная система по отбору и выращиванию одаренной молодежи. Решение этих задач должно быть нацелено на технологическое обновление и перевод российской экономики на инновационные рельсы.

По мнению Евгения Примакова, для покрытия потребностей региональных рынков труда нужна работа по созданию в стране сети образовательных кластеров, начиная с профильных классов в общеобразовательных школах и заканчивая структурами, занимающимися переподготовкой и повышением квалификации специалистов. Это был бы своего рода постоянный кадровый поток, причем надо восстановить в рамках такой системы разрушенное в постсоветский период профтехобразование. Отдельные элементы кластерной организации образования уже сегодня просматриваются в Новосибирске, Ижевске, Татарстане.

Особое внимание нужно уделить вопросу управленческих кадров. Устойчивым авторитетом у предпринимателей пользуется президентская программа подготовки управленческих кадров. Сейчас, когда принято решение о продолжении президентской программы до 2013 года, следует подумать о дальнейшем повышении ее эффективности, более активно вовлекая в программу представителей малого и среднего бизнеса. Очень важно создать целостную систему отбора и выращивания одаренной молодежи. Предстоит возродить подзабытые формы и методы работы по поиску одаренной молодежи, успешно применявшиеся в советское время, а также взять многое из современного зарубежного опыта. В странах Запада за установление патроната над талантливым школьником борются несколько специализированных фондов, существующих при университетах, научных центрах, а также коммерческих фирмах. Сейчас такие фонды в Америке по инициативе президента Барака Обамы все в большей степени переориентируются на помощь одаренным детям из семей с низкими доходами. Разве, задал риторический вопрос Евгений Примаков, такой подход неактуален для России, где даже крупные бизнес-структуры присуждают талантливым молодым исследователям и студентам единичные гранты и чаще всего 1 раз в жизни?

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-косми-ческого комплекса А.Н. Белоусов сразу отметил, что будет говорить о больной отрасли – авиационно-космической: «Я скажу, почему она больная, попытаюсь вскрыть причины или установить диагноз, может быть, даже подсказать какие-то рецепты, руководствуясь которыми, можно помочь ей выздороветь».

И далее Александр Белоусов последовательно изложил свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Выполнение поставленных Президентом задач по модернизации в части технико-технологического перевооружения авиационно-космической отрасли и развертывания в течение нескольких лет производства конкурентоспособной авиационно-космической техники, по моему убеждению, на сегодняшний момент затруднительно, если, вообще говоря, невозможно. Главная беда и главная причина такого положения в том, что решать эту задачу некому.

Я буду говорить об авиапроме, хотя, по большому счету, это относится вообще ко многим стратегическим отраслям нашей промышленности: и к судостроению, и к атомной промышленности, и приборостроению, и другим отраслям.
В авиапроме дефицит кадров и, в целом, кадровый кризис имеют место быть на всех квалификационных уровнях. Средний возраст работников в отрасли составляет 55–57 лет. Больше 30 % – люди старше 60 лет. Почти отсутствуют работники возрастного диапазона 35–45 лет.

Здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с несколькими проблемами, требующими оперативного принятия комплекса мер, в первую очередь, возникает проблема со стоимостью интеллектуального труда. У нас, вообще говоря, не установлены нормо-часы интеллектуального труда. И необходимо довести до Правительства, до общества, до бизнеса объективную необходимость введения в практику данного критерия. В интеллект надо вкладывать деньги. Если мы эту проблему не решим, говорить о возрождении нашего отечественного авиапрома бессмысленно.

Я хочу также сказать о другом аспекте кадровой проблемы. Ухудшается качественный состав преподавателей и выпускников вузов. Резко сократилось количество диссертаций по темам развития высокотехнологичных отраслей. Только 10–15 % выпускников школ идет в авиационные вузы. В советское время авиационные институты для них были в числе самых престижных. Сейчас после окончания вузов в науку идет только 1–2 % молодых специалистов. Число профтехучилищ сократилось на 20 %, а количество обучающихся в них станочников уменьшилось в 30 раз по сравнению с советским временем. Кто будет работать сейчас в авиационно-космической отрасли, вообще говоря, трудно сказать.

Вот такая ситуация сложилась на сегодняшний день. И, естественно, возникает вопрос – а что делать? В первую очередь тогда надо ответить на вопрос: «Кто вообще должен готовить специалистов для стратегически важных отраслей промышленности и, в частности, для авиационной отрасли? Бизнес или государство? Бизнесу это абсолютно невыгодно. Это дорого, это требует длительного времени». Поэтому ждать от бизнеса конструктивных решений не приходится.

И возникает вопрос: «А кто ответственен за развитие стратегических отраслей в государстве. Извините, чья это головная боль? Ответ однозначен – ответственно государство». Поэтому вся тяжесть проблемы, все финансовые затраты могут быть решены только за счет принятия экстренных мер государственной поддержки.

Государственная программа таких экстренных мер должна опираться на тщательно проработанный проект модернизации кадрового потенциала. Стране нужны не просто новые специалисты, а специалисты новой формации.

Сказать, что в стране ничего абсолютно в этом направлении не делается, было бы несправедливо и неправильно. Создано множество комиссий, рабочих групп, разных филиалов, которые занимаются этой проблемой. Я вам хочу сказать, что сейчас могу достать список и перечислить, сколько их создано. Но какой результат? Результат на сегодняшний день близок к нулю. Почему? Да потому, что выделяемые бюджетные средства зачастую распыляются, контроля за их расходованием не проводится, и как следствие – нет результатов.

Для подтверждения этого хочется обратить ваше внимание на один документ. В настоящее время в целях сохранения, подготовки и закрепления квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе в соответствии с поручением Президента и Правительства Российской Федерации Минпромторг России 3 апреля 2009 г. утвердил «Стратегию создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года». Реализация вышеуказанной стратегии осложняется отсутствием комплексного финансирования, потому что источники средств «размазаны». Это – и федеральный бюджет, и внебюджетные средства. Кроме этого, действуют существующие федеральные целевые программы. Но, как правило, все эти документы не включают в себя конкретный раздел по подготовке кадров разных квалификационных уровней для конкретной отрасли.

Что предлагает наш Комитет? Необходимо разработать и утвердить новую федеральную целевую, подчеркиваю, целевую программу (ФЦП), которая может называться как «Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года», с конкретным финансированием мероприятий, указанных в этой стратегии.

Новая ФЦП должна включать в себя два основных базиса. Это, во-первых, долгосрочная, фундаментальная программа, предусматривающая целенаправленное, долгосрочное развитие и сохранение кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса, в частности, авиастроительной и космической отраслей.

Во-вторых, должна быть динамичная программа, поскольку шесть лет назад мы прекратили готовить специалистов для авиационной отрасли. И сейчас мы пытаемся их каким-то образом делить, распределять, когда их нет. Если мы завтра начнем при всем, так сказать, удачном стечении обстоятельств готовить этих специалистов, они готовы будут через шесть лет. То есть шесть лет мы вообще модернизацией заниматься не можем, потому что делать это некому. Вот в чем беда. Поэтому, хотим мы или не хотим, необходимы краткосрочная или динамичная программа, динамичный базис, как мы его называем в нашем комитете. Это мы называем «ноу-хау», по крайней мере по своему содержанию оно очень близко к тому, о чем говорил ректор МГУ
В.А. Садовничий, характеризуя особенности корпоративных университетов.

Мы предлагаем проводить подготовку специалистов под конкретный авиастроительный проект, то есть это – подготовка проектная и целевая. Основана она на «агрегатированном» подходе подготовки студентов. Что это означает? Специалиста готовят не в одном вузе, а в нескольких, обладающих возможностью давать учебный материал с использованием самых передовых технологий. Допустим, нужен курс теоретической механики. Где лучше всего читается механика? В МГУ. Где лучше всего читается физика? В МФТИ. Вот там студент получает курсы, по крайней мере, достаточно высокого уровня. Собственно говоря, в Америке очень часто этим пользуются. И выходит специалист под определенный проект, который «вытащит» авиационную промышленность из той тяжелой ситуации, в которой она оказалась.

Такой подход к организации учебного процесса потребует, во-первых, достаточно конкретного и четкого взаимодействия промышленности и вузов в части формирования требований к профессиональной подготовке конкретных групп студентов. И, во-вторых, должна быть достаточно жесткая учебная кооперация отраслевых вузов. И то, и другое на сегодняшний день отсутствует. А это срочно необходимо сделать.

Теперь два слова о работе Комитета на этом направлении.

Многоплановость намеченных выше содержательных и организационных задач, наряду с большим количеством и разнообразием фигурантов такого образовательного проекта, выдвигает едва ли ни на первый план задачу организации схемы и механизмов их взаимодействия.

Поэтому, во-первых, Комитет проводит большую работу по организации координационного центра в Жуковском по подготовке кадров для авиапрома на базе Национального авиастроительного центра, который создается в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Мы готовим, вообще говоря, достаточно серьезную программу для авиацентра. Разработана схема взаимодействия федеральных органов власти, предприятий, вузов и организаций. К большому сожалению, пока в жизнь она не воплощена.

Далее. Нашим Комитетом разработана концепция организации проектно-целевой интенсивной Инновационной Подготовки Авиационных Специалистов (ИПАС) с тем прицелом, чтобы эта разработка могла бы войти в обозначенную выше Федеральную целевую программу.

Какие цели ставит концепция ИПАС?
— интеграция возможностей и достижений всех авиационных вузов на основе кооперации при подготовке специалистов;
— подготовка специалистов в области критических и инновационных технологий;
— перенос акцента на инновации в содержании и организации учебного процесса.

В организационном плане эта концепция предусматривает:
— осуществление подготовки специалистов полностью на основе государственного заказа;
— оформление и регулирование юридических отношений участников программы «студент – государство – предприятие» трехсторонним контрактом, заключаемым при зачислении студента в вуз. В нашем случае Объединенная авиастроительная корпорация может выступать в роли заказчика-предприятия;
— увеличение академической нагрузки студентов;
— повышение размера студенческой стипендии;
— обеспечение иногородних студентов местами в общежитиях повышенной комфортности;
— оговоренное контрактом гарантированное право трудоустройства молодых специалистов на достаточно высокий уровень начальной зарплаты, перспективу каръерного роста и льготного приобретения ими жилья. Для решения жилищных вопросов молодых специалистов следует полнее использовать национальную программу «Доступное жилье». Молодому специалисту следует предоставить ипотеку под 3 %. Если он уходит с предприятия, то выплачивает по рыночной стоимости эту ипотеку и возвращает все деньги, которые государство на это затратило. Потому что стимулом номер один для молодого специалиста является обеспечение его жильем на предприятии;
— сокращение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя и обеспечение целевых доплат профессорско-преподавательскому составу.

Кстати говоря, и существующий национальный проект «Образование» должен давать возможность выделять целевые деньги на подготовку специалистов для авиационной отрасли.

Следующий момент, на который я особо хотел бы обратить внимание уважаемых участников собрания.

Мы поняли, что решить проблему кадров без молодежи невозможно. И создали в рамках нашего Комитета молодежную секцию. Какая при этом ставится цель? Это – вовлечение молодежи в развитие научно-технического потенциала, молодежного предпринимательства, в процесс широкого использования инноваций и открытий в области авиации, космонавтики и содействие обеспечению авиационной и космической промышленности молодыми квалифицированными кадрами. Это – молодежный проект, и цель его – содействие объектно-ориентированному обучению и кооперации промышленности и аэрокосмического образования для подготовки кадрового резерва инженерных специалистов до 2020 года.

Именно этого требует Распоряжение ПР-1026 от 29 апреля 2009 г. Президента РФ Д.А. Медведева о развитии авиационной промышленности и укреплении её квалифицированными инженерно-техническими и научными кадрами и активном привлечении к этому студентов и молодых специалистов.

В качестве первой пробы сил члены молодежной секции сейчас работают над тем, чтобы создать отраслевой кадровый центр с использованием возможностей Интернета. В настоящее время в Интернете мы открыли страничку, на которой после изучения будут представлены потребности предприятий в молодых кадрах и возможности вузов по их подготовке. То есть секция будет выступать в роли своего рода молодежной биржи, которая позволит молодым ребятам-выпускникам вузов быстрее сориентироваться и найти ту работу, которая является для них наиболее интересной.

Функции кадрового центра в дальнейшем будут все более усложняться: наряду с формированием ресурса спроса предприятий на инженерные кадры и предложений вузов по их подготовке параллельно будут формироваться схемы и алгоритм получения профессионального образования по индивидуальной заявке заказчика из известной триады: предприятие–абитуриент–вуз.

Комитет провел ряд конкурсов инновационных проектов молодых специалистов, а также научно-практических школ-семинаров.

Так, в июле 2009 г. проведена Международная аэрокосмическая школа, в которой приняли участие 250 молодых ученых и студентов. К занятиям в школе были привлечены представители федеральных органов власти и предприятий.

В октябре 2009 г. проведена традиционная Всероссийская научно-техническая школа-семинар «Аэрокосмическая декада».

Комплекс мероприятий по вопросам подготовки кадров для аэрокосмической отрасли был проведен в рамках МАКС-2009.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на весь сегодняшний трагизм с положением в авиапроме, оценочный взгляд экспертов в его будущее вселяет в нас определенный оптимизм. Россия может быть в кратчайшее время возвращена в число ведущих авиационных держав мира и войти в число лидеров по производству, в первую очередь, региональных самолетов, а также крупнотоннажных самолетов, как, например, Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», подобных которым в мире, вообще говоря, пока никто не делает. А если мы их будем снова строить, значит, по грузоперевозкам наша страна может тоже выйти на передовые рубежи.

Хочу ещё раз подчеркнуть: качественное изменение ситуации на том или ином участке производства возможно только при создании на нем «критической массы» специалистов новой формации. Решение задачи по модернизации российской экономики невозможно без решения кадровой задачи. А для этого необходимо:
— во-первых, осуществить государственную программу мер, имеющую в своей основе тщательно проработанный проект модернизации кадрового потенциала;
— во-вторых, необходимо вкладывать деньги в интеллектуальное развитие нашей молодежи;
— в-третьих, государство должно нести ответственность за подготовку кадров для стратегических отраслей промышленности, в число которых входят авиация и космонавтика.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика