Проблемными вопросами человеческого фактора есть кому заниматься

Анатолий Каневский Инновационное развитие отечественной авиации и космонавтики невозможно без разработки и внедрения технологий учета человеческого фактора при разработке, испытаниях и эксплуатации авиационной и космической техники. Этого требует и задача повышения профессиональной надежности деятельности летчика и космонавта. Но для обеспечения такой надежности важно знать и учитывать психофизиологические резервы и ресурсы человека, его потенциал психофизиологической надежности.

Обсуждению путей решения этих проблем была посвящена 6-я Всероссийская научная конференция «Человеческий фактор в авиации и космонавтике: потенциал и ресурсы», которая традиционно состоялась 13–15 июня 2010 года в пансионате Московского авиационного института в селе Ярополец Московской области. По традиции, конференция проводилась под эгидой Российского фонда фундаментальных исследований, международного авиационно-космического журнала «Авиапанорама» и с участием представителей многих образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций и предприятий аэрокосмической отрасли.

При открытии конференции ее участники тепло поздравили председателя организационного комитета конференции, действительного члена международных академий астронавтики и авиационной и космической медицины, доктора медицинских, кандидата психологических наук, профессора А.А. Меденкова с 60-летием.

На пленарном и секционных заседаниях конференции был заслушан ряд докладов по актуальным проблемам повышения профессиональной надежности летного состава и космонавтов за счет учета психофизиологических резервов, возможностей организма человека и его устойчивости к действию неблагоприятных факторов авиационных и космических полетов.

В докладах профессоров А.А. Меденкова, М.В. Дворникова, А.А. Обознова и Н.В. Третьякова и в сообщениях Г.М. Зараковского, В.А. Бодрова, И.В. Бухтиярова, М.Н. Хоменко, П.М. Шалимова рассматривались возможности диагностики, оценки и прогноза функционального состояния летного состава, предлагались новые технологии учета психофизиологических характеристик человека при проектировании систем отображения пилотажной и навигационной информации и органов управления, создания бортовых комплексов и систем специального назначения, управления мотивацией и профессиональной надежностью операторской деятельности.

Новые медицинские технологии контроля и управления функциональным состоянием разработаны коллективом одной из кафедр Московского авиационного института в составе И.И. Огольцова, Н.М. Козловой, С.Л. Самсоновича и их сотрудников и учеников. Интерес у участников конференции вызвали также выступления и сообщения молодых ученых, в том числе Т.С. Голубевой и О.А. Орловой, и сообщения студентов Московского авиационного института Ю.В. Леонтьевой, М.А. Миловановой, А.Е. Присекиной, Я.Ю. Соловьевой, Н.Л. Фетисовой и Р.М. Хакимовой.

Необходимо отметить, что по сравнению с предыдущими конференциями отличительной стороной этой конференции было участие значительно большего количества молодых специалистов и начинающих ученых из студенческой среды. Данный факт не может не радовать – проблемными вопросами человеческого фактора есть кому заниматься в будущем.

На конференции представлялись доклады и по другим направлениям эффективного использования ресурсов и возможностей для летчика при создании новых бортовых комплексов и систем, авиационных тренажеров и систем управления полетами, технологий реабилитации функционального состояния летного состава и космонавтов. В частности, это относилось к сообщениям М.Н. Красильщикова, В.Н. Евдокименкова, М.М. Сильвестрова, А.В. Пономаренко, В.М. Васильца, Ю.Г. Оболенского и их соавторов и коллег.

Специальная секция на конференции была посвящена памяти основоположников отечественной авиационной и космической медицины, психологии и эргономики, их вкладу в становление и развитие наук о человеке. В частности, обсуждались проблемы изучения и дальнейшего развития научного наследия В.И. Яздовского, Н.Д. Заваловой, Л.С. Хачатурьянца, Г.Т. Берегового, Ю.Н. Глазкова, С.А. Гозулова, С.А. Бугрова, М.М. Власовой, А.П. Кузьминова и других.

По результатам работы конференции приняты решения, направленные на активизацию исследований в области авиационной медицины, психологии и эргономики и внедрение их результатов в практику отечественного авиастроения и обеспечения безопасности полетов.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика