Из истории безопасности полетов в России: особое внимание – пилотируемым космическим полетам

Г.Шибанов
Георгий Шибанов,
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. существенно возросла интенсивность полетов в авиации как гражданского, так и военного назначения. Увеличилось количество летных происшествий до недопустимо высокого уровня. В этот же период времени возросла и интенсивность космических полетов, в том числе и пилотируемых.Поскольку проблема обеспечения безопасности полетов всех типов летательных аппаратов была межвидовой и межотраслевой, то для ее решения требовалось создание общегосударственной организации, которая бы могла координировать в этой области работу всех заинтересованных ведомств страны. В связи с этим Военно-промышленной комиссией при Совете Министров СССР (ВПК) было выдвинуто предложение о создании в качестве такой координирующей организации – Национального комитета СССР по безопасности полетов летательных аппаратов, который и был создан по постановлению № 73 Госкомитета СМ СССР по науке и технике от 12 марта 1970 г. Его председателем был назначен первый заместитель министра гражданской авиации Л.В. Жолудев.

В мае того же года было отработано Положение о Национальном комитете, которое за подписями Л.В. Жолудева и заместителя председателя Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике Д.М. Гвишиани было представлено на утверждение заместителям председателя СМ СССР В.А. Кириллину и Л.В. Смирнову. До конца 1971 г. было подготовлено еще два проекта Положения, представленных на утверждение вновь назначенным (вместо Л.В. Жолудева) председателем Национального комитета СССР по безопасности полетов летательных аппаратов (НК) Б.П. Бугаевым, занимавшим в то время пост министра гражданской авиации. Второй вариант Положения предварительно был подробно рассмотрен на созданных к тому времени секциях НК. В приложение к данному варианту Положения наряду со структурной схемой НК были включены вопросы издания информационной литературы и введен пункт, узаконивающий издание бюллетеня «Проблемы безопасности полетов» и экспресс-информации «Организация и проведение полетов». Кроме того, в нем были изложены права и обязанности членов НК, а также редколлегий бюллетеня «Проблемы безопасности полетов» и планировавшихся в то время целевых информационных выпусков. В третьем варианте проекта Положения отдельным пунктом был отражен вопрос создания научно-технического комплекса (исследовательской лаборатории) НК.

Несмотря на серьезную доработку и второго, и третьего вариантов проекта Положения, они, как и первый его вариант, утверждены не были, поскольку их не удалось согласовать со всеми заинтересованными гражданскими ведомствами типа АН СССР, министерств общего машиностроения, авиационной промышленности, среднего машиностроения и другими министерствами, принимавшими участие в разработке и испытаниях авиационной и космической техники.

При попытке дальнейшего согласования документа он не претерпел сколько-нибудь серьезных изменений, но, тем не менее, появился его четвертый вариант или версия. После его согласования подавляющим большинством как военных, так и гражданских ведомств, он лишь в марте 1972 г. был направлен в последнее из согласующих ведомств (Министерство общего машиностроения), где и застрял на неопределенное время.

Несмотря на серьезные юридические трудности, связанные с отсутствием утвержденного Положения о Национальном комитете СССР по безопасности полетов летательных аппаратов, он проводил серьезную работу по своему становлению. Постановлениями Госкомитета СМ СССР по науке и технике от 5 мая 1970 г. и от 21 мая 1970 г. были определены задачи комитета и утверждена его структура. Членами НК были назначены А.Н. Бабийчук, Г.Т. Береговой, Л.И. Горегляд, Н.И. Григорьев, Ю.П. Доброленский, Б.Н. Еремин, С.А.Микоян, А.П. Молотков, Г.С. Поспелов, А.И. Пушкин, И.Ф. Рубцов, П.Г. Сигов, Б.И. Харченко и Н.Г. Шишков.

Основными задачами Национального комитета СССР по безопасности полетов летательных аппаратов первоначально были определены:
• Осуществление в установленном порядке связей с международными и национальными зарубежными организациями, научными учреждениями и фирмами, непосредственно занимающимися решением актуальных проблем обеспечения безопасности полетов самолетов и пилотируемых космических аппаратов.
• Разработка на основе анализа зарубежных и отечественных материалов рекомендаций по повышению безопасности полетов для заинтересованных ведомств и учреждений СССР.
• Разработка основных направлений деятельности советских специалистов в работе международных и национальных зарубежных организаций по безопасности полетов.
• Разработка планов изучения зарубежной науки и техники через международные и национальные организации.
• Рассмотрение технических заданий делегациям, командируемым для участия в мероприятиях, проводимых международными и национальными зарубежными организациями по безопасности полетов.
• Рассмотрение материалов, подготавливаемых советскими специалистами для использования в работе международных и национальных конференций, симпозиумов и семинаров.

Для рассмотрения наиболее актуальных научно-технических и организационно-методических проблем обеспечения безопасности полетов в авиации и космонавтике, подготовки на основе результатов анализа отечественного и зарубежного опыта рекомендаций по их решению в составе Национального комитета СССР по безопасности полетов летательных аппаратов были созданы тематические секции (см. рис. 1). К концу 1971 г. все секции были сформированы и утвержден их персональный состав, подготовлены и сделаны доклады по основным проблемным вопросам с соответствующими рекомендациями для заинтересованных ведомств. В частности, весьма результативными были доклады В.М. Миронова (Современные методы оптимальной передачи информации пилоту летательного аппарата: основные направления проектирования авиационных имитаторов и тренажеров), Ю.П. Доброленского (О состоянии и мерах по совершенствованию приборного оборудования самолетов и вертолетов), В.И. Бочарова и В.А. Горячева (О разработке единой методики профилактики аварийности и расследования летных происшествий в авиации), Г.П. Шибанова (Надежность и безопасность систем в длительных космических полетах), Ю.Ф. Кравцова, В.П. Зинченко и А.В. Скрипицына
(О состоянии проблемы испытаний космических летательных аппаратов и их систем) и др.

Особое внимание со стороны членов НК было уделено космической тематике. Оно было оправданным, поскольку интенсивность и сложность космических полетов нарастала во времени как снежный ком.

Нельзя не отметить того, что проблема обеспечения безопасности космических полетов возникла задолго до осуществления первого полета человека в космос. На первых порах она выражалась в поиске путей создания наземных и бортовых автоматических систем с уровнем надежности их функционирования, близким к единице, в жестком отборе будущих космонавтов по состоянию здоровья и психомоторным реакциям, в поиске таких методов подготовки космонавтов, которые бы позволяли им с наибольшей вероятностью парировать любые расчетные нештатные ситуации и выжить в условиях возможной аварийной посадки как на сушу, так и на воду.

В 1960–1970-е гг. как в СССР, так и в других странах появляется большое количество публикаций, посвященных отдельным, хотя и весьма важным, аспектам обеспечения безопасности космических полетов, в частности, радиационной безопасности (Ю.П. Григорьев, Е.Е. Ковалев, К.А. Труханов, Т.Я. Рябов, Д.Х. Морозов и др.) и пожарной (С. Маласки, Б. Бейдер, А. Дональдсон, Х. Харди и др.).

По мере совершенствования ракетно-космических комплексов и наземного вспомогательного оборудования, усложнения инфраструктуры космической деятельности возникла необходимость в обобщении и систематическом анализе накапливаемого опыта по обеспечению безопасности космических полетов. Это и явилось причиной того, что в декабре 1970 г. в рамках НК наряду с секциями авиационной направленности была создана и космическая секция во главе с Г.Т. Береговым. Ее первое организационное заседание состоялось 22 января 1971 г. Состав этой секции и Положение о ней были утверждены председателем НК 17 февраля 1971 г. В ней были представлены практически все организации, которые в той или иной степени отвечали в СССР за безопасность космических полетов, и были непосредственно связаны с осуществлением последних. Так, в качестве заместителей председателя Секции были назначены начальник отделения безопасности космических полетов Центра подготовки космонавтов Г.П. Шибанов и представитель головного КБ по космической тематике космонавт А.С. Елисеев. Среди членов Секции были такие крупные специалисты, как представители ЦАГИ профессора А.И. Курьянов и К.П. Петров, представители военных академий и высших училищ профессора Г.М. Гнедов, А.И. Губинский, И.К. Зыков, В.Т. Кочетков и А.М. Половко, известные конструктора космической промышленности С.М. Алексеев, О.П. Евдокимов, В.С. Еремин, П.С. Невернов, А.П. Савинов, А.В. Скрипицын, К.С. Шустин, представители центральногоаппарата ВВС и ВМФ, специалисты и руководящий состав центральных НИИ Минобороны, космической отрасли промышленности и Академии наук СССР, руководители заказывающих и планирующих органов.

Секция изучала и анализировала отечественные и зарубежные материалы по следующим вопросам:
• Обеспечение необходимого уровня надежности пилотируемых космических аппаратов (ПКА) на всех стадиях их проектирования, производства, испытаний и эксплуатации непосредственно в полете.
• Отработка требований к системам ПКА с точки зрения повышения их контролеспособности и ремонтопригодности в полете.
• Объективный и своевременный контроль работоспособности бортовых систем ПКА, их техническая диагностика и прогнозирование возможных отказов.
• Классификация отказов, неисправностей, аварийных ситуаций и отработка рекомендаций по их предупреждению или устранению на всех режимах и участках полета.
• Обеспечение радиационной безопасности экипажа при воздействии различных видов излучений, исходящих, как от естественных, так и от искусственных источников.
• Усовершенствование методик наземных и летных испытаний ПКА в целом и отдельных их систем, в наибольшей степени влияющих на безопасность полета (системы терморегулирования, аварийного спасения, обеспечения жизнедеятельности
и т.д.).
• Разработка и совершенствование способов и средств спасения экипажей ПКА в аварийных ситуациях, предотвращение фатального развития которых в полете оказывается невозможным.
• Совершенствование средств и организационной структуры службы поиска, спасения и эвакуации экипажей в условиях сухопутных и морских полигонов посадки.
• Рациональное распределение функций управления ПКА и контроля технического состояния его систем между автоматикой и космонавтами.
• Разработка и совершенствование методик подготовки космонавтов по предотвращению ими аварийных ситуаций в полете и на старте, по проведению комплекса профилактических и ремонтных работ на ПКА длительного активного существования, по осуществлению автономного полета в условиях отсутствия или временного нарушения связи с Землей.
• Организационное построение службы обеспечения безопасности космических полетов за рубежом.

На основе анализа материалов по перечисленным направлениям Секцией отрабатывались рекомендации для заинтересованных министерств и ведомств на проведение НИР и ОКР, направленных на координированное решение актуальных задач проблемы обеспечения безопасности космических полетов в целом, а также на совершенствование организационной структуры службы безопасности пилотируемых космических полетов, которая бы решала данную проблему комплексно в масштабе всей страны.

С учетом состояния проблемы обеспечения безопасности пилотируемых космических полетов в СССР Секция определяла перечень научных направлений, подлежащих изучению по каналам международного научно-технического сотрудничества.

Для выполнения текущей работы в составе Секции было сформировано пять функциональных рабочих групп по проблемам: надежности и испытаний; контроля, технической диагностики и прогнозирования возможных отказов; создания систем жизнеобеспечения, спасения и поиска экипажей; подготовки космонавтов для работы в особых случаях; обеспечения радиационной безопасности.

Первая из групп акцентировала свое внимание на критериях оценки уровней надежности космических комплексов и систем; принципах их проектирования; общих требованиях к надежности бортовых систем; стандартизации и унификации бортового оборудования; требованиях к системам индикации и управления, через которые осуществляется взаимосвязь космонавтов с ПКА; методиках наземных и летных испытаний ПКА и их систем; технических средствах для проведения наземных испытаний и др.

В круг вопросов, которыми занималась вторая группа, входили: классификация отказов, неисправностей, аварийных ситуаций; принципы контроля работоспособности бортовых систем и критерии оценки их технического состояния; методы обработки сигналов бортовыми автоматизированными системами контроля (АСК); вопросы технической реализации бортовых АСК и оптимального распределения функций между экипажем и АСК; методы технической диагностики и прогнозирования возможных отказов бортовыми и наземными средствами; требования к ремонтопригодности и контролеспособности бортовых систем ПКА.

Третья группа сосредоточила свое внимание на определении перечня ситуаций, требующих прекращения полета, проведения аварийного спуска либо покидания ПКА экипажем; определении возможных аварийных полигонов посадки; методах и средствах спасения на всех участках и режимах полета для ПКА различного назначения; методах и средствах поиска на море и суше; принципах создания систем жизнеобеспечения; отработке комплекса космонавигационных сигналов и документов, регламентирующих международные нормы и правила проведения космических полетов; вопросах обеспечения баллистической и микрометеорной безопасностях.

В четвертой группе основная работа была направлена: на оптимальное распределение функций между экипажем и автоматикой на различных участках полета; на обоснование методик подготовки космонавтов по действию в аварийных ситуациях, по проведению комплекса профилактических и ремонтных работ на ПКА длительного активного существования, по осуществлению автономного полета в условиях отсутствия или временного нарушения связи с Землей; на отработку общих требований к тренажерам с точки зрения возможности воспроизведения на них стрессовых и аварийных ситуаций; на создание методики действий экипажа в условиях появления радиационной опасности; на обоснование и внедрение в практику критериев оценки подготовленности космонавтов при работе их в штатных режимах полета и, наконец, на обоснование оптимального состава тренажерных средств.

(Продолжение следует)

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика