К вопросу о лучшем истребителе

Н.Якубович
Николай Якубович Когда начались споры о лучшем истребителе второй мировой войны, сказать трудно, но истина в них так и не родилась. Из отечественных истребителей на роль самого лучшего претендуют лишь Як-3 и Ла-7. Можно привести массу сравнений, в том числе и результаты воздушных боев, проведенных летчиками-испытателями, но лучше фронтовых летчиков никто об этом не расскажет. «Отношение к самолету, – рассказывал бывший командир 303-й иад генерал-майор Г.Н. Захаров, – всегда очень субъективно. Поэтому ничего удивительного не будет в том, если многие мои друзья, бывшие летчики-истребители, найдут мою оценку Як-3 завышенной. Летчики 139-го гвардейского полка, летавшие в ту пору на самолетах Як-9У, признавали достоинства Як-3, но вовсе не считали их абсолютными. Во всяком случае, многие находили, что мощный мотор Як-9У и его пушка стоят легкости и маневренности Як-3. Ну а патриоты «Лавочкина», в особенности последних его модификаций – Ла-7 и Ла-9 – нигде и никогда не согласятся с тем, что «Лавочкин» в чем-то уступал «Яку». Тут все дело в личных привязанностях летчика, порой даже в характере самого летчика». Но если очень трудно дать однозначный ответ о преимуществах Як-3 перед Ла-7, то сомнений в превосходстве «Лавочкина» по основным характеристикам, определяющим победу в воздушном бою, перед немецкой техникой – очевидна.

FW190

Наиболее близким аналогом истребителя Ла-7 был FW-190А-8, спроектированный под руководством К. Танка. Его первый полет состоялся в начале 1941 г.

На FW190А установили двигатель воздушного охлаждения BMW 801D. Управление силовой установкой сводилось лишь к перемещению одного рычага. При этом осуществлялись изменения оборотов двигателя, давления наддува, шаг винта, подачи топлива, переключение скоростей нагнетателя и регулировка щелей жалюзи. Это позволило полностью сосредоточить внимание летчика на воздушном бое. Подобная автоматика появилась в СССР лишь после войны.

Впервые FW190А-2 появился на советском фронте осенью 1941 г. Но тогда сложные климатические условия не позволили совершить им ни одного боевого вылета. Лишь спустя год FW190А-3 стали появляться на фронте в незначительных количествах.

На Курской дуге немцы начали применять целые соединения FW190. Тогда же в руки наших специалистов попал FW190А-4. Пилот совершил вынужденную посадку, и машину срочно доставили в НИИ ВВС. Испытания показали, что по скороподъемности и горизонтальной скорости она уступала отечественным истребителям. В горизонтальном полете самолет устойчив, но полет с брошенной ручкой был невозможен из-за отсутствия управляемых триммеров. При выполнении фигур высшего пилотажа летчик испытывал значительные нагрузки от руля высоты. Управление элеронами было очень легким и эффективным во всем диапазоне скоростей полета. Самолет имел плохие взлетно-посадочные данные, но отличный обзор верхней полусферы. Наиболее уязвимыми на самолете были пилот (при атаках с боков, сверху и снизу) и топливные баки, хотя и протектированные, но без бронезащиты.

Осенью 1944 г. на Западной Украине совершил вынужденную посадку FW-190А-8 № 682011. Тогда же выяснилось, что он превосходил «А-4» по маневренности и дальности. Вариант «А-8» стал самым массовым истребителем семейства FW-190. Самолет комплектовался двумя крыльевыми 30-мм и двумя синхронными 20-мм пушками и парой крупнокалиберных пулеметов. Двигатель BMW-801Х имел 10-минутный форсированный режим.
Затем в НИИ ВВС испытали FW-190A-8 № 580967 более раннего выпуска без крыльевых пушек и с меньшим объемом топливных баков. Но и он не мог соперничать с Ла-7, летавшим быстрее у земли на 55 км/ч, а на высоте 5000 м – на 20 км/ч. По маневренности вариант «А-8» уступал Ла-7.
В июне 1944 г. А.С. Яковлев в статье «Конструктор и война» отметил, в частности: «Как известно, истребитель «Фокке-Вульф–190» <…>, о боевых свойствах которого немцы раскричали на весь мир еще до появления его на поле боя, как о выдающемся достижении своей техники, при первых же встречах не выдержал ударов наших истребителей и вовсе не является для них непобедимым противником».

Ла-7

В феврале 1944 г. Г.М. Шиянов поднял в воздух усовершенствованный истребитель Ла-5 «эталон 1944 года». В отличие от предшественников на нем, в частности, установили винт ВИШ-105-В4 с «махоустойчивым» профилем лопастей, две пушки ШВАК заменили тремя синхронными УБ-20.

Маслорадиатор перенесли под фюзеляж, а патрубки, всасывающие воздух для охлаждения масла – в носок центроплана. Одновременно улучшили зализы между крылом и фюзеляжем и снизили усилия на ручке управления. Укоротили стойки шасси. В итоге самолет полегчал на 55 кг.
В том же месяце машину передали на госиспытания, в ходе которых летчик А.Г. Кубышкин пришел к выводу, что «самолет по своим летным данным является одним из лучших истребителей. Необходимо форсировать серийную постройку с одновременным устранением вышеуказанных недостатков».
В выводах отчета по госиспытаниям отмечалось: «Модифицированный <…> Ла-5 эталон 1944 г. по максимальной скорости, скороподъемности стоит на уровне лучших современных истребительных самолетов, находящихся на вооружении ВВС КА и иностранных государств».

Но в серийное производство самолет пошел с прежним вооружением, поскольку госиспытания УБ-20 завершились лишь спустя полгода.
Дебют Ла-7 на фронте состоялся в июне 1944 г. Первые подтвержденные победы на нем одержали 7 июля 1944 г. летчики 176-го гиап В.П. Петров и А.Я. Баклан. Осенью того же года Ла-7 проходил войсковые испытания в 63-м гиап. В течение месяца полк совершил 116 групповых вылетов, в которых только с FW-190 встречались 254 раза. За месяц полк сбил 55 самолетов противника, включая 52 FW190. При этом потеряли 8 Ла-7 (4 в бою) и трех летчиков.

Осенью 1944 г. для противодействия истребителям Гельмута Вика (обладателя 130 воздушных побед) на 3-й Прибалтийский фронт направили эскадрилью И.Н. Кожедуба из 176-го гиап. 12 сбитых гвардейцами немцев (при двух потерянных своих самолетах) заметно охладили пыл «охотников» люфтваффе. В декабре того же года командование 176-го гиап сообщило авиастроителям: «Cамолеты Ла-7 в воздушных боях  имеют преимущества над всеми истребителями противника во всех вариантах ведения боя до высоты 5000 м (выше подниматься не доводилось). Летный состав самолет Ла-7 любит, верит в него и успешно проводит на нем воздушные бои».

Примечательно, что на Ла-7 И.Н. Кожедубу довелось первым из советских летчиков сбить в феврале 1945 г. реактивный истребитель Ме-262. На Ла-7 воевали, в частности, дважды Герои Советского Союза А.В. Алелюхин, Амет-хан Султан, П.Я. Головачев, В.Д. Лавриненков, Герои Советского Союза И.Г. Борисов, М.С. Твеленев и И.В. Тимофеенко.

С 1944-го по 1946 г. три авиазавода СССР выпустили 6335 экземпляров Ла-7, включая 582 учебных УТИЛа-7.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика