УТС с ТВД: умение считать деньги

Виталий СЕЛИВАНОВ,
заслуженный летчик-испытатель РФ
Татьяна АНАНЬЕВА,
инженер
Большая часть парка учебно-тренировочных самолетов (УТС) для первоначальной и основной подготовки молодых летчиков в передовых авиационных странах: США, Англии, Франции, Германии, Канаде, Швейцарии, Бразилии, Израиле, ЮАР представлена однодвигательными турбовинтовыми самолетами с взлетной массой 2–3 т. Страны, производящие собственные УТС с ТВД: Швейцария, Бразилия, Польша, Южная Корея, США, Япония. Самолеты такого типа закупают более 50 государств. Некоторые страны начали применять УТС с ТВД в качестве легких штурмовиков для уничтожения наземных целей со слабой противовоздушной обороной.

Embraer EMB-314  Super Tucano

Важнейшими причинами возвращения в ВВС турбовинтовых УТС являются стремление к повышению безопасности полетов и к снижению расходов на подготовку летчиков.
Конечно, для повышенной подготовки в училищах учебно-боевые самолеты (УБС) с ТРД остро нужны, как необходимы они будут и в строевых частях в качестве «спарок» для самолетов пятого поколения. Однако на часовой полет в зону на пилотаж УТС с одним ТВД затрачивает примерно в 10 раз меньше топлива, чем двухдвигательный учебно-боевой самолет (УБС) с турбореактивными двигателями (ТРД).
Цена УТС с ТВД, как минимум, в 5 раз ниже. При этом УТС с ТВД может выполнять все задачи как самолет основной подготовки для летных училищ. Диапазон скоростей УТС с ТВД находится в пределах 150–600 км/ч, высотность до 10 тыс. м, вертикальные перегрузки те же 7–8 ед. Герметичная кабина, состав оборудования и индикация, как на боевых самолетах. Малые скорости захода на посадку, короткий пробег и современное оборудование позволяют использовать УТС при метеоминимуме 30400. Большинство УТС с ТВД имеют противообледенительные системы. Эти маленькие самолеты могут нести до тонны полезной (боевой) нагрузки, включая и управляемое вооружение.
Несмотря на разнообразие представленных самолетов, двигатель на всех самолетах, за исключением польского PZL-130 и Shorts Tucano (для английских ВВС), один – PT6A фирмы Pratt & Whitney Canada, но различных модификаций. Двигатели этого типа длительно используются на самолетах гражданской авиации, отличаются очень высокой надежностью – более 200 тыс. часов налета на один отказ.
Наиболее удачными и наиболее распространенными УТС с ТВД следует признать самолеты Pilatus РС-7 и РС-9 (Швейцария), США – Rayteon Т-6А (B) Texan II и EMB-312 Tucano (Бразилия).

Pilatus PC-7 (Швейцария)

Одним из первых самолетов УТС с ТВД был швейцарский Pilatus РС -7. Неудивительно, что пионерами в разработке УТС с ТВД стали швейцарцы. Видимо, сказалось традиционное умение считать деньги.
Для опытного экземпляра учебно-тренировочного самолета повышенной летной подготовки использован планер самолета РС-3. Первоначально эта модель получила обозначение Р-3В, впоследствии измененное на Pilatus РС-7 Turbo-Trainer (Турбо-Трейнер). Этот опытный самолет совершил первый полет 12 апреля 1966 г., но поначалу не привлек внимания военных.

Pilatus PC-9 (Швейцария)

Дальнейшим развитием концепции РС-7 стал проект УТС РС-9 (с более мощным турбовинтовым двигателем P&WC PT-6A-62 в 950 л.с.).
Официально программа РС-9 была начата в 1982г. Хотя некоторые аэродинамические доработки будущего самолета проверялись на РС-7 в течение 1982–1983гг. Первый полет первого прототипа РС-9 состоялся
в мае 1984 г. Второй прототип был оборудован стандартным электронным оборудованием и системой кондиционирования, он рассматривался как образец серийного варианта УТС. РС-9 был сертифицирован в сентябре 1985г. РС-9 пользуется заслуженным уважением среди инструкторов и считается идеальной платформой для проведения основной и начальной летной подготовки.

Pilatus PC-7Mk II и Pilatus PC-21 (Швейцария)

На базе РС-7 швейцарской компанией Pilatus Aircraft Ltd была разработана модификация – турбовинтовой учебно-тренировочный самолет РС-7Mk II (M).
К началу 1993 г. поставки РС-7Mk II (M) превысили 400 шт. Среди покупателей ВВС и ВМС Анголы, Австрии, Боливии, Чада, Чили, Франции, Гватемалы, Ирана, Ирака, Малайзии, Мексики, Голландии, Швейцарии.
Французская команда высшего пилотажа Patrouille Martini использует четыре самолета РС-7 для авиационных представлений с 1987 г. Самолеты, находящиеся на службе ВВС Швейцарии, известны под обозначением РС-7/СН.
Самолет предназначен для первоначального и основного летного обучения. В нем объединены современные, надежные и несложные в управлении системы, а его модульная компоновка обеспечивает широкий выбор оборудования. УТС PC-7Mk разрабатывался для сохранения характеристик РС-9 при установке менее мощного, но более экономичного двигателя. На РС-7Mk установлен турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A-25C мощностью 700 л.с. Установка менее мощного двигателя, чем на РС-9, способствует снижению прямых эксплуатационных расходов и увеличению срока службы силовой установки.
Отличительные особенности РС-7Mk:

  • Низкая закупочная стоимость и низкие эксплуатационные расходы;
  • Современные системы безопасности и жизнеобеспечения;
  • Отработанные наземные системы обучения и имитации;
  • Высокая усталостная долговечность планера;
  • Система регенерации кислорода;
  • Катапультные кресла усовершенствованной конструкции.

Изучение требований, предъявляемых современными заказчиками к серийному УТС, четко показало необходимость повышения ЛТХ, снижения эксплуатационных расходов и большей интеграции УТС в общую систему подготовки и обучения летного состава.
Разработка нового самолета началась в январе 1999 г. на базе самолета Pilatus PC-7 Mk.II. Он получил обозначение РС-21, где цифра указывает не на порядковый номер проекта, а означает, что этот самолет отвечает всем требованиям «Системы подготовки летчиков XXI века».
РС-21 разрабатывался в атмосфере секретности, точно также, как 20 лет тому назад УТС РС-9. При более внимательном рассмотрении стало понятно, что РС-21 – радикально новый проект. У него пятилопастной воздушный винт, сложная система управления двигателем, в каждой кабине установлено по три больших ЖК-дисплея.
РС-21 разрабатывался как для основного, так и для первоначального обучения летного состава, включая подготовку летчиков истребительной авиации. Урезав крыло, добавив стреловидности, увеличили максимальную скорость (около 700 км/ч), увеличили максимальную перегрузку до +8/-4g.
На крыле имеется комбинация элеронов и спойлеров для создания угловых скоростей крена, близких к истребительным. Двойные выдвижные закрылки Фаулера помогают поддерживать минимальную критическую скорость ниже 148 км/ч. Самолет имеет пять точек подвески для оружия типа «воздух–земля». То есть, помимо задач обучения, PC-21 может быть использован в антитеррористических операциях.
Но, как и все в авиации, улучшая одно, теряем в другом. Поэтому только цены и опыт эксплуатации покажут: в правильном ли направлении двигались создатели самолета.

T-6A (В) Texan II (США)

Учебно-тренировочный самолет Т-6А первоначальной и основной подготовки летного состава ВВС и ВМС США.
РС-9 был выбран прототипом для обеспечения ВВС и ВМС США самолетами первоначальной и основной подготовки по программе Joint Primary Aircraft Training System (JPATS). Было заказано 800 машин производством до 2017 г. и сроком эксплуатации до 2040 г. Выпускаемый по лицензии фирмой Raytheon под названием Т-6А (B) Texan II, он стал основным УТС США.
Планируется его использование в программах подготовки летчиков для боевого авиационного командования и участие в программах первоначального обучения летчиков для реактивной авиации объединенных сил НАТО в Европе. В июне 2008 г. Израиль сделал заявку на приобретение 25 УТС Т-6А. В декабре 2008 г. Ирак сделал заказ на покупку 20 УТС для замены имеющихся самолетов. Программа сертификации по стандартам FAA была закончена после проведения 1400 часов летных испытаний в августе 1999 г. В 1999 г. были заключены контракты на поставку 372 самолетов для ВВС США, 339 – для ВМС США, 26 – для Тренировочного центра НАТО (NATO Flying Centre – NFTC), расположенного в Канаде, и 45 самолетов – для ВВС Греции (Hellenic Air Force – HAF). С начала первых поставок (1998 г.) к настоящему времени общее количество парка самолетов Т-6А достигло 450 шт. В планах компании – продажа к 2017 г. около 800 самолетов, оснащенных специальным учебным оборудованием для начальной и основной подготовки летного состава. Планы по техническому обеспечению и обслуживанию парка УТС составлены до 2040 г. Общая стоимость программы приблизительно оценивается в $4 млрд. Основным определяющим фактором для конструкции Т-6 является высокий уровень безопасности. На Т-6А существенно усилена конструкция фюзеляжа, внесены изменения в конструкцию рулей направления и высоты, повышена устойчивость к удару птиц, шасси более прочное, более мощный двигатель с хорошими линейными динамическими характеристиками. Кабина усовершенствована с точки зрения эргономики, а также оборудована новым комплектом БРЭО. Т-6А обладает ЛТХ и характеристиками управляемости, обеспечивающими безопасную и надежную подготовку курсантов, как на этапе начального обучения, так и в ходе основного курса подготовки. Самолет демонстрирует мягкое сваливание, независимо от режима работы двигателя, штопор устойчивый с небольшой угловой скоростью, вывод из штопора стандартный, простой. Двигатель обеспечивает выполнение фигур сложного пилотажа на высоте 6000 м. Новый усовершенствованный вариант T-6B – не только учебно-тренировочный самолет, но и легкий штурмовик.
Под крылом самолета установлены пилоны для подвески ракет класса «воздух–воздух» и «воздух–земля», а также топливных баков. В дополнение к этому на борту устанавливается система управления вооружением FN Herstal и пушечный прицел Avimo. В июне 2009 г. компания Hawker Beechcraft объявила о проведении первого полета УТС Т-6, оснащенного модернизированным комплектом БРЭО. Он позволит использовать Т-6 для обучения военных летчиков навыкам пилотирования современных самолетов и снизит стоимость его эксплуатации. Станет возможной экономия технического ресурса дорогостоящих самолетов для повышенной летной подготовки. Модернизация Т-6 предусматривает оснащение самолета «стеклянной» кабиной экипажа с многофункциональными дисплеями, системой индикации на лобовом стекле, интегрированным компьютером для управления БРЭО. Это позволяет проводить обучение курсантов применению вооружений класса «воздух–воздух» и «воздух–земля», используя недорогой УТС основной подготовки. Начальная оперативная готовность модернизированного УТС запланирована на апрель 2010 г. Ожидается, что ВМС США приобретут более 260 самолетов Т-6 с модернизированным БРЭО.

Embraer EMB 312 Tucano и EMB 314 Super Tucano (Бразилия)

Компания Embraer (Эмбраер) получила известность благодаря своим проектам учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов Tucano и Super Tucano. Семейство самолетов Tucano является первым успехом компании на международном рынке (общее число выпущенных самолетов 600 шт.)
Ранняя модификация EMB 312 Tu-cano производится с начала 1980-х гг. и поставлялась многим зарубежным заказчикам, преимущественно латиноамериканским и африканским. Но этот самолет также выбрали в качестве учебно-тренировочного самолета ВВС Франции.
Модификация ЕМВ 312Н Short Tu-cano разрабатывалась совместно с британской компанией Short Brothers (Шорт Бразерс) под требования британских ВВС для замены их базового УТС Jet Provost. На самолете был установлен более мощный (1100 л.с.) двигатель ТРЕЕ331-12В фирмы Garrett вместо P&W РТ6 (750л.с) для обеспечения большей скороподъемности. Кроме этого, у модификации Short Tucano усилен планер, новая компоновка кабины, модифицирован фонарь, установлен новый четырехлопастной воздушный винт вместо трехлопастного, имеется подфюзеляжный тормозной щиток, усовершенствованы концевые части крыла, установлены катапультные кресла Martin Baker MB 8LC, новая кислородная система и новая система записи полетных данных. Эксплуатация УТС Short Tucano оказалась на 70% дешевле, чем у его предшественников. Проиграв конкурс по программе Jpats, УТС Tucano компании Embraer стал вторым в мире по продажам. В конкуренции с Raytheon, компания Embraer выпустила удлиненную версию EMB-314 Super Tucano с двигателем PT6A-68-1 и «стеклянной» приборной доской.
С 1991 г. началась совместная разработка новой модификации ЕМВ-312, получившей название ЕМВ-314 Super Tucano (бразильское обозначение А-29), двумя компаниями Northrop и Embraer. Новый самолет имел усиленный планер с удлиненным (по сравнению с ЕВМ-312) фюзеляжем, более мощную силовую установку (ТВД P&W Canada РТ6А-68-1 мощностью 1600 л. с. с пятилопастным винтом), новый фонарь, новое приборное оборудование кабины с использованием жидкокристаллических индикаторов, позволяющее применять очки ночного видения, приемник спутниковой навигации, пять узлов внешней подвески, наддув кабины и ее защиту кевларовой броней, новые катапультные кресла, бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмы летчиков и ряд других усовершенствований. Турбовинтовой самолет проектировался как легкий штурмовик, как платформа для ведения разведки и наблюдения, и как УТС начальной и основной подготовки летного состава военной авиации. EMB-314 оснащен лазерной системой целеуказания, двумя пулеметами калибра 12,7 мм, имеет четыре подкрыльевых и один подфюзеляжный узел подвески для вооружения и топливных баков, способен нести 1,5 т бомбовой или ракетной нагрузки, включая современные вооружения с GPS и лазерным наведением. Самолет может оснащаться очками ночного видения, инфракрасными и оптико-электронными системами наблюдения и современными системами передачи данных.
EMB-314 Super Tucano является продолжением линейки УТС Tucano, более 650 единиц которых находятся на вооружении 15 стран.
Военные заказчики в 1980–1990 гг., уже не летавшие на винтовых самолетах и освоившие высокоманевренные реактивные самолеты, поначалу не обратили внимание на первые УТС с ТВД, посчитав это явление шагом назад. Только длительная эксплуатация этих самолетов, их простота, дешевизна и надежность изменили мнение военных заказчиков во всем мире.

(Продолжение следует)

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика