Королёвские чтения 2010: российская космическая программа может стать лидирующей в мире

С.Филипенков
Сергей Филипенков
ведущий научный сотрудник
НПП «Звезда» им. Г.И.Северина»,
кандидат медицинских наук
XXXIV Академические Королевские чтения по космонавтике подтвердили необходимость разработки ядерных ракетных двигателей для межорбитального транспортного буксира c целью поступательного развития российской ракетно-космической промышленности и достижения лидерства в освоении Солнечной системы.

Дворец культуры и учебно-лабораторный корпус МГТУ им. Н.Э.Баумана

Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П.Королёва и других выдающихся отечественных ученых-пионеров освоения космического пространства состоялись 26–28 января во Дворце культуры и учебно-лабораторном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана. Открыл чтения ректор МГТУ академик И.Б. Федоров. С приветствиями к участникам обратились руководители Роскосмоса, ESA и NASA. С основополагающим докладом «Миссия нашего поколения – освоение Солнечной системы» выступил президент и генеральный конструктор «Ракетно-космической корпорации «Энергия», член-корреспондент РАН В.А. Лопота, который подчеркнул настоятельную необходимость повышения энерговооруженности космических транспортных систем и создания их на принципе модульной сборки в космосе.
В его докладе была изложена трехуровневая программа освоения Солнечной системы. Первый этап начат проектированием перспективной космической транспортной системы и развертыванием ее инфраструктуры на космодромах «Плесецк» и «Восточный» в период 2014–2015 гг. Первые летные конструкторские испытания (ЛКИ) беспилотного корабля намечены на 2016 г. Запуск 4–6-местного пилотируемого корабля нового поколения (подробнее см. «Авиапанорама» №3 за 2009 г.) переносится на более поздние сроки, но произойдет не позднее 2018 г. Разработка новых автоматических транспортных систем модульной конструкции, собираемых на околоземной орбите в целях исследований дальнего космоса, завершится до 2020 г.
В том числе, начнутся летные испытания многоразового межорбитального буксира с ядерной энергетической установкой и электроракетными двигателями. Данный проект уже финансируется Роскосмосом. На ближайшее десятилетие предполагается создание нескольких типов автоматических аппаратов для работы в околоземном пространстве с целью доставки спутников на геосинхронную орбиту и для очистки геостационарной орбиты.
Предусмотрены другие модификации автоматического буксира с ядерной установкой в виде многоразового лунного буксира и космического аппарата для исследования дальнего космоса, что позволит России в 2020 году занять 25% рынка коммерческих услуг по транспортировке зарубежных полезных нагрузок (в настоящее время доля России в годовом объеме рынка космических транспортных услуг не превышает 4%).
Таким образом, первый этап программы завершится созданием многоразовой грузовой орбитальной транспортной системы «Паром» с применением автоматического межорбитального транспортного буксира и постоянным базированием космонавтов на российском сегменте международной космической станции (МКС). Срок эксплуатации МКС будет продлен до 2020 г. Ожидается, что в период 2015–2020 гг. российские спутники увеличат ресурс функционирования на орбите до 7–15 лет, что обеспечит дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и околоземной атмосферы в постоянном режиме непрерывного мониторинга метеоусловий, характеристик окружающей среды и околоземного пространства, картографирования, контроля чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий. В результате ускоренными темпами будут развиваться координатно-временные и навигационные технологии России.
Второй этап предусматривает использование околоземной орбитальной станции совместно с автоматическими межорбитальными буксирами в период до 2040 г. в задачах развертывания космической группировки, нацеленной на освоение планет Солнечной системы, а именно: предусматривается выведение околопланетных научно-исследовательских и коммуникационных спутников, полеты пилотируемого межпланетного экспедиционного комплекса к околопланетной пилотируемой орбитальной станции и применение межорбитального буксира для доставки контейнеров с полезными грузами на околопланетную станцию. Пилотируемые и грузовые комплексы нового поколения станут снабжать околоземную орбитальную станцию и одновременно смогут выполнять лунные или межпланетные миссии с регулярным пополнением расходуемых запасов при помощи автоматических многоразовых межорбитальных буксиров, ресурс непрерывного функционирования которых в космосе должен достигнуть 15 лет.
Третий этап может быть реализован после 2040 г. – к середине столетия, но он предполагает широкое сотрудничество России с другими странами в целях исследования планет с помощью пилотируемого межпланетного экспедиционного комплекса, а также для развертывания планетной базы на Марсе с использованием инфраструктуры второго этапа и применением новых систем в виде пилотируемого и грузового взлетно-посадочных комплексов российской разработки.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика