Россия на пути к бесконтактным войнам

П.Иванов

mig_skat.tВ конце 2001 года в одной из посвященных ОКБ им. П.О. Сухого телепередач ЦТ  руководитель АВПК «Сухой» М. Погосян произнес: «Скоро летчик, садясь в кабину истребителя, будет вставлять в считывающее устройство лазерный диск с полной программой боевого вылета».

Наше время стремительно и вот уже после аэрокосмического салона Farnborough-2004 М. Погосян, генеральный директор АХК «Сухой» – головной организации по разработке перспективного  боевого авиационного комплекса, сообщил журналистам: «Наработки компании «Сухой» и ее партнеров – перспективные технологии, научно-технические заделы по самолету пятого поколения – дадут возможность интегрировать усилия для работ по созданию беспилотных летательных аппаратов». «Мы думаем о своем возможном участии в этой программе», — сказал он, отметив, что работа здесь ведется в тесном контакте с Министерством обороны России.  «Сухой»  вместе с Минобороны и другими партнерами займет свое место в этой программе, сообщил М. Погосян ИНТЕРФАКСУ-АВН.

Отчасти эти слова  снимают опасения, что, сосредоточив ограниченные материальные ресурсы страны и силы ведущего разработчика боевой авиационной техники  на  создании пилотируемого истребителя 5-го поколения, Россия безнадежно отстанет в приоритетном направлении мирового авиастроения – в создании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) следующего поколения.

Мы как бы не замечаем создания в США одновременно с истребителями JSF новейших беспилотных ударных самолетов. Они в несколько раз дешевле пилотируемых, а отсутствие на борту летного экипажа обеспечит возможность ведения боевых действий с нулевыми людскими потерями для применяющей БЛА стороны. Согласитесь, что это снимает с агрессора весьма значимые факторы сдерживания. Не только Запад, но и Восток давно не рассчитывают в будущих войнах на камикадзе. Предполагается, что беспилотные носители авиационных средств поражения  и постановки помех будут составлять первый, самый рискованный ударный эшелон, направленный на  подавление средств ПВО и уничтожение наиболее защищенных ими объектов противника.

Видимо, поэтому на IХ международной конференции по БЛА (Париж, 2001 г.)  прозвучала мысль о том, что в 2010–2015 гг. боевые операции сведутся к противоборству автоматизированных систем.  «Существует очевидная тенденция роботизации всех сфер деятельности. Авиация занимает лидирующее положение в этом процессе. В 2010–2020-е гг. возможны революционные сдвиги в создании дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, прежде всего, военного назначения», — считает и директор ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского В. Дмитриев (ИНТЕРФАКС-АВН, 23.10.03).  Самое главное, что может быть решена задача дистанционного управления летательным аппаратом с той же эффективностью, как и при наличии экипажа на борту, считает В. Дмитриев.

Локальные войны, военные конфликты последнего времени и антитеррористические операции   убедительно показывают растущее значение в них беспилотной авиации. Общеизвестно, что в конце 2002 г. в Йемене американский беспилотный Predator поразил ракетами автомобиль с террористами. Но уже через полгода БЛА этого типа в Ираке уничтожили еще 6 наземных целей (Washington ProFile). Ударные БЛА используют особые бомбы, практически не дающие осколков, сводящие тем самым к минимуму риск поражения мирных граждан в густонаселенных районах.  А «беспилотники» класса «микро» массой 300–500 г могут, по словам заместителя главного конструктора  «ОКБ Сухого» А. Каримова,  буквально заглянуть в окно.

В этом стратегическом направлении развития авиационой техники Россия явно отстает от ведущих западных стран и, в первую очередь, от США. По мнению Н. Долженкова, находящегося в 2003 г. в должности главного конструктора «ОКБ Сухого» –  на 10 лет. «Россия не может выделять на беспилотную технику ассигнования в тех объемах, которые могут себе позволить Соединенные Штаты. Однако необходимо определить реальные потребности нашей страны в этом классе летательных аппаратов и выделять адекватные им средства на реализацию национальных потребностей в беспилотной технике», — считает Н. Долженков (АРМС-ТАСС, 12.06.2003). «Можно полагать, что в ближайшее время могут быть приняты решения, которые будут способствовать развитию этого вида авиационной техники в России», — отметил Н.Долженков.

Эти слова прозвучали более года назад. Но по-прежнему, как сообщил  на Farnborough-2004 корреспонденту АРМС-ТАСС генеральный директор ОАО «ОКБ Яковлева» и председатель совета директоров корпорации «Иркут»  О. Демченко, в России отсутствует четко определенный  заказчик  работ в области БЛА  и  «Министерство обороны России не имеет в настоящее время концепции применения беспилотных летательных аппаратов».

А ведь мировое первенство в создании  БЛА исторически принадлежит СССР (по мнению агентства Washington ProFile),  и большая часть самолетных и вертолетных КБ имеет за спиной опыт их проектирования. Список этих изделий, диапазон их характеристик, решаемых задач внушителен. В настоящее время на вооружении ВВС России имеются беспилотные авиакомплексы  различного назначения. Их парк был создан еще в 1970–1980-е годы.  Но и сегодня, по словам главкома ВВС  В.Михайлова  (ИНТЕРФАКС-АВН,  10.03.04),  они способны днем и ночью вести воздушную разведку, радиационную разведку, подавлять линии радиосвязи противника, выполнять отвлекающие действия, вскрывать систему ПВО. И слова  В. Михайлова – боевого летчика и главнокомандующего ВВС:  «За беспилотной авиацией большое будущее» – дорогого стоят.

Очевидным свидетельством актуальности этого направления является и то,  что   многие отечественные предприятия ведут разработки в области БЛА за свой собственный счет. На  «Гидроавиасалоне-2004» состоялась презентация нового комплекса воздушной разведки «Типчак», изготовленного в  КБ «Луч». Незадолго до этого  в г. Жуковском успешно совершил свои первые полеты беспилотный самолет  мобильного комплекса мониторинга земной поверхности разработки ЗАО «Кулон-2».  Кстати, перспективы применения БЛА в гражданских целях вообще заслуживают отдельной темы.  До конца 2004 г.  планируется завершить государственные испытания модернизированного комплекса воздушной разведки «Строй-П» (головной разработчик – НИИ «Кулон») с БЛА «Пчела-1К».

Особо следует остановиться на планах бурно развивающейся корпорации «Иркут»,  имеющей  стремление  и все возможности стать национальным лидером в создании БЛА. Новый проект «Иркута» называется «Воздушный робототехнический комплекс для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Базой для его разработки послужил образец, закупленный в Израиле.   Президент корпорации «Иркут»  А.Федоров сообщил 16.09.2004 г. ИНТЕРФАКСУ-АВН: «Покупка БЛА это своеобразный билет для вхождения в совершенно новую для нас область бизнеса – беспилотных летательных аппаратов. Мы пойдем дальше и не остановимся на том, чтобы просто тиражировать имеющийся образец».  При создании семейства БЛА корпорация «Иркут» концентрирует имеющиеся ресурсы на разработке ключевых технологий, связанных с полезной нагрузкой и системой управления беспилотным комплексом. «Создать планер это не самое сложное. Главное – полезная нагрузка, выполняющая функции, ради которых этот аппарат существует, и система управления беспилотным комплексом», — говорит президент корпорации. Примечательно, что еще в октябре 2003 г.  А.Федоров заявил ИНТЕРФАКСУ-АВН: «Мы учитываем, что на рубеже 2015-2020 годов беспилотные летательные комплексы могут стать основными объектами во фронтовой авиации».

Для боевого БЛА  целевая нагрузка и система управления определяют степень его совершенства даже в большей, чем у пилотируемого ЛА, мере. Часть недостатков последнего  можно компенсировать  изощренной подготовкой  летного экипажа (правда, с каждым годом и по разным причинам – все труднее). Что касается сравнения с гражданским БЛА, то судите сами – оборудование БЛА военного назначения должно, помимо прочего,  исключать возможность перехвата противником управления изделием в воздухе, его разоружения, уничтожения,  направления против собственных войск.

Корпорация «Иркут» продолжает инвестиции в новые перспективные БЛА и до конца 2004 г. планирует провести презентацию своих новых разработок. Кроме собственно беспилотных летательных аппаратов, она представит целевое бортовое оборудование для БЛА, разрабатываемого «Русской авионикой». При этом «Иркут» не только компенсирует  отсутствие государственной программы создания БЛА нового поколения. Его руководство уже заботит  отсутствие в России законодательной базы, регламентирующей полеты БЛА над территорией страны.

Итак, есть почти 70-летняя отечественная история создания БЛА («Независимое военное обозрение», 16.05.2003). Успешно продолжается эксплуатация ранее созданных образцов. Есть передовые научно-производственные предприятия, располагающие стратегическим мышлением и многими  ресурсами,  необходимыми для создания перспективных БЛА. Кажется, что достаточно понимания на федеральном уровне актуальности этого вопроса, и дело пойдет. Однако есть еще то, что вряд ли позволит при реальном финансировании работ достичь результатов в необходимые сроки. Да, и где они в новейшей истории страны, исполненные постановления, планы и программы? Можно опереться на опыт Израиля, можно проводить уже намеченные совместные с фирмами Франции и других государств разработки. Но и кооперация предполагает вложения финансов и/или своего интеллектуального продукта, значимость которого не может оспариваться партнерами. Первое в достаточной мере – нереально. Второе  в России традиционно предполагает значительно меньшие финансовые затраты, т.к.  создается в основном  посредством научных школ, светлых голов и творческого энтузиазма.

Именно последние должны быть востребованы для проведения необходимых интенсивных и масштабных исследований по широкому спектру научных проблем. Для развития отдельных классов БЛА  надо решать специфические проблемы. Если для БЛА  взлетным весом 200–250 кг и 1000 кг (легкие и средние, на которых сосредоточиваются усилия «Иркута») и более  они не являются критическими или несвойственны, то, например, для микро-БЛА – полнофункциональных летательных аппаратов с линейными размерами до 0,15 м  – их решение требует усилий фундаментальной науки.

Создание беспилотной авиационной техники (впрочем, и пилотируемой тоже) с использованием микротехнологий является одним из наиболее перспективных направлений. Здесь от разработчиков требуются принципиально новые подходы и инженерные решения, использование новых материалов, элементной базы, систем управления, самых последних достижений науки и техники в развитии микросистемной техники, оптоэлектронике, аэродинамике, силовых установках. Все это продемонстрировал научно-практический семинар «Проблемы миниатюризации в авиационной и космической  технике», прошедший в августе 2004 г. в рамках  Международного фестиваля пилотажных групп в г. Жуковском. В его работе приняли участие представители РАН, ведущих научных и проектных организаций страны, всего – около 200 человек. Среди выступавших были сотрудники Секции прикладных проблем при Президиуме РАН, ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, НПП «ОПТЭКС», НПО «Орион», ЦИАМ им. П.И.Баранова, ЦНИИ Машиностроения, МГТУ им. Н.Э.Баумана,  МАИ.

Внимание участников было обращено на то, что в настоящее время во всем мире ведутся работы по усовершенствованию существующих и разработке новых миниатюрных ЛА, а также фундаментальные и поисковые исследования, направленные на изучение нетрадиционных конструкций и принципов полета. Это позволит делать выводы и уточнения относительно преимуществ и недостатков возможных компоновок БЛА, силовых установок, систем управления, в том числе проблем дистанционного управления и «интеллектуального борта», для решения различных полетных задач.

Отрадно, что в семинаре участвовали и молодые специалисты предприятий авиационной и космической отраслей, представители ведущих вузов столицы. Сегодня технологическая и компонентная база будущих систем только формируется. И принципиально важно вовлечь в процесс разработки и создания новейших технических средств талантливую молодежь. Это отметили в своих выступлениях на семинаре вице-мэр Москвы В.Шанцев и генеральный директор Федерального агентства по промышленности Б.Алешин.

Надеемся, что уже на 6-м Международном Форуме «Высокие технологии XXI века» в апреле 2005 г. и на МАКС-2005 – в августе участники семинара продемонстрируют научные и практические успехи в деле создания БЛА нового поколения.                                                                                                                                             

Заключение.

Мы только начинаем ценить человеческую жизнь и  неовеществленный продукт ее высшей деятельности – интеллект. Поэтому не очень получалось следовать главному суворовскому принципу. А числом теперь может воевать только Китай, но, судя по всему, не намерен.  Нам же это скоро не позволит, даже в небольшой войне,  демография и … многочисленные боевые роботы потенциального противника. А воевать умением сегодня все больше означает способность к бесконтактной войне с нулевыми потерями.

Павел ИВАНОВ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Журнал «Авиапанорама» №5, 2004 г.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика