Он был летчиком по духу

П.Иванов
Павел Иванов Год 2000-й был особенно трагичным в мировой авиации — катастрофы только в пассажирской авиации унесли жизни 1046 человек (для сравнения, в 1999-м – 628).

В эту статистику ИКАО включены не все жертвы авиационных трагедий 2000-го. Например, двух особенно печальных для России: 9 марта в авиакатастрофе самолета Як-40 в «Шереметьево-1» погибли глава холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик, президент «Группы Альянс» Зия Бажаев и бортовой экипаж; 2 июня 2000 года в результате катастрофы вертолета «Газель» трагически оборвалась жизнь генерального директора ГУ МНТК «Микрохирургия глаза», всемирно известного офтальмолога Святослава Федорова. Вертолет рухнул на землю в Северо-Западном округе столицы, все четыре человека, находившихся на борту вертолета, погибли…

В конце апреля того злополучного 2000-го мне довелось брать у Святослава Николаевича интервью, идея которого возникла два года тому назад в авиационном ангаре поселка МНТК «Микрохирургия глаза» в Славино на мероприятии Клуба военно-воздушных атташе при посольствах иностранных государств в России (журнал «Авиапанорама» выполнял роль его информационного органа). Только небольшая часть разговора отразилась в публикации интервью (Aerospace Courier, №3-2000). Остается благодарить судьбу, что полностью сохранилась аудиозапись той встречи.

Fedorov SN_ 04  2000


Святослава Николаевича волновало очень многое. Более всего – отсутствие здравого смысла и справедливости в основных сферах жизни государства. К ним, наряду с медициной, он относил и авиацию. «Мы связаны с авиацией,так как мы хотим быстро двигаться, а без авиации сегодня быстро двигаться невозможно. Современная техника позволяет летать почти всепогодно. …Вот только что в Сергиев Посад я летал на консультации и операции. В Славино, у своего дома сел в вертолет, через какие-то 17 минут приземлился прямо во дворе клиники и тут же начал работу с больными. Спустя 2 часа прилетел назад. Сколько бы я потратил времени на машине, да еще по нашим загруженным дорогам?».

Потом Федоров говорил о явно недооцененной роли авиации в здравоохранении. «Нас связывает с авиацией оперативность в решении возникающих вопросов. …Почему существуют только ВДВ, почему только военные? Они воюют во время войн, а врачи – каждый день. Мы воюем за жизнь человека, против его заболеваний, за совершенствование его тела. Мы – воюющая отрасль и удивительно, что до сих пор медицина не обладает мощной санитарной авиацией. А ведь санитарная авиация сегодня совсем развалилась, ее просто нет… Я говорил министру в свое время и говорил на всяких съездах о том, что армия сегодня может доставить солдат во время войны, а ведь мы делаем 800 операций в день, всего в стране хирургических операций – 80 тысяч. – Это, чтобы люди не умерли или чтобы они получили нормальный уровень жизни. И все эти битвы – с отсутствием современной воздушной силы. А ведь пока мы передвинемся, доставим аппаратуру, консультант приедет… Мы думаем, если у нас медико-десантных войск не предвидится, будем в белых халатах, но, например, с пятнами (Святослав Николаевич имел в виду какие-либо отличительные признаки– Прим. авт.), выбрасываться вместе с аппаратурой в воздухе, если где-то самолету нельзя сесть, и спускаться к больному на парашюте».

авиаспасатель с контейнером первой помощи

На мой взгляд, идея эта возникла у Федорова на перекрестке высокого гражданского долга, истинного человеколюбия и определенного отчаяния. Она сродни стремлению летчика любой ценой выполнить боевую задачу – уничтожить противника тараном, когда все штатные и относительно безопасные возможности уже исчерпаны. Но вряд ли Святослав Николаевич рассчитывал на ее осуществление, хотя, несомненно, был готов к самопожертвованию. – Ее экстравагантностью он хотел привлечь внимание к больному на его взгляд вопросу.

С высочайшим профессионалом в нем редчайшим образом сочетались романтик и гуманист. Надо помнить, что именно благодаря созданному Федоровым МНТК уровень цен на микрохирургические операции держится на доступном для народа уровне (по его словам, в 7 раз меньшем, чем в лучших подобного рода зарубежных учреждениях) и что, став в 1960-е годы ведущим хирургом Международного клуба имплантологов, он оставался им до конца своей жизни.

А тогда, 5 лет назад я живо представлял себе, как он с медицинской сумкой спускается на парашюте на лесную опушку и при этом бубнит что-то себе под нос, опасаясь за свой протез. Особого воображения для этого не требовалось – до того своими глазами видел Святослава Николаевича, скакавшего на коне, на фото – мчавшегося на мотоцикле, знал о его готовности к управлению вертолетом…

На отраслевой конференции 9 февраля 2005 г. руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ Александр Нерадько сообщил, что причины целого ряда авиапроисшествий на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке обусловлены нарушениями правил производства полетов: летчики, в стремлении оказать немедленную помощь больным, вылетают к ним в заведомо нелетную погоду. И в то же время, по его словам, авиация держится на человечности, самопожертвовании…

Авиакатастрофа 2 июня 2000 года имеет конкретные технические причины, тот роковой полет не был санитарным, но все  жизненные устремления Федорова свидетельствуют, что его гибель – дань того же рода. Разница в том, что летчики  по призванию, как правило, – гуманисты по духу, а Святослав Федоров, являясь врачом по призванию, по духу всегда был летчиком.

Святослав Федоров
В последний полет.        2 июня 2000г.,  Тамбов.

«Авиапанорама», №3-2005

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика