Акцент на электронику

П.Иванов

На заседании Правительства Российской Федерации 12 сентября 2002 г. одобрен проект изменений и дополнений, вносимых в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы. С докладом о нем выступил первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ А. Бриндиков. По данному вопросу был принят проект постановления Правительства Российской Федерации.

В НЕМ указывается на необходимость сконцентрировать в рамках программы финансовые, информационные и иные ресурсы для реализации приоритетных направлений развития электронной компонентной базы (ЭКБ). Определен перечень мероприятий и на их основе сформирован новый комплексный раздел программы «Электронная компонентная база». В программу вносятся также уточнения для более четкой ориентации на реализацию «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г.» и дальнейшую перспективу.

Новая редакция программы охватывает все приоритетные направления науки, технологий и техники и обеспечивает развитие более 40 из 52 критических технологий.

С учетом реального бюджетного финансирования, решение новых задач в области развития ЭКБ в 2003 г. предусмотрено, в основном, за счет перераспределения средств в рамках программы. Общий объем бюджетного финансирования реализации новой редакции программы составляет 10 153,8 млн руб., из них НИОКР — 7 355,1 млн, капитальные вложения — 2 636,0 млн, прочие — 162,7 млн руб.

Учитывая решающую роль ЭКБ в достижении технологической независимости от иностранных государств, представляется необходимым, начиная с 2004 г., выделить работы по этому направлению в отдельную подпрограмму в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг. с обеспечением ее целевого финансирования.

Принято предложение Минпромнауки России и Минэкономразвития России о разработке проектов подпрограмм по развитию технологий создания ЭКБ и созданию авиационно-космических материалов, а также развитию специальной металлургии с учетом восстановления производства стратегических материалов и малотоннажной химии для включения их в ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002 -2006 гг.

КОММЕНТАРИЙ

СЕГОДНЯ едва ли не единственный внутренний заказчик отечественной микроэлектроники — Минобороны России. Плохо, конечно, когда есть только один заказчик, да еще настолько стесненный в средствах. Ведь интересы национальной безопасности давно требуют освободиться от технологической зависимости в иностранной ЭКБ. Причины этого гораздо серьезнее, чем реальная возможность эмбарго на поставки компонентов в определенной военно-политической ситуации. Поэтому назревшему массовому переоснащению Вооруженных Сил РФ должно предшествовать развитие отечественной ЭКБ.

Проект бюджета на 2003 г. оптимизма не вселяет — планируемый прирост расходов на закупки вооружений для нужд национальной обороны по сравнению с текущим годом составляет всего 35 млрд руб. и вряд ли хватит средств для заказа даже мелких серий ВВТ. Однако полноценный оборонный заказ рано или поздно должен состояться, ибо каждый день мы получаем напоминания о необходимости укрепления военной мощи своего государства. В связи с этим принятие решения о корректировке ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг. в сторону развития технологий создания ЭКБ представляется предельно актуальным. Будем надеяться, что оно обретет законную силу.

Что для этого необходимо? Чтобы здравый смысл во многих умах возобладал над эгоистическими корпоративными стремлениями «тянуть одеяло на себя». Впрочем, последнее теперь уже не осуждается — как говорится, вошло в плоть и кровь. Вот и 11 интегрированных машиностроительных компаний недавно решили обзавестись собственным лобби в виде Российского машиностроительного союза. Созданный незадолго до этого Международный союз авиапромышленности, объединивший значительную часть предприятий российского авиапрома, также провозгласил своей главной целью лоббирование интересов отрасли. Каждое из подобных лобби в нашей сегодняшней, истощенной по многим причинам стране предъявляет к власти свои требования и имеет веские аргументы для финансирования корпоративных программ.

Но настоящие противники российских электронщиков — не их партнеры по дележу небогатого бюджета в лице важных для государства высокотехнологичных отраслей. Просто очень прибыльное дело — «перевалка» зарубежных электронных компонентов, где возможности посредников по удержанию статус-кво определяются высокой финансовой состоятельностью их иностранных партнеров. Кроме того, не следует игнорировать и другую контригру определенных зарубежных кругов, совсем не заинтересованных в решительном избавлении России от ее такой привычной для Запада технологической отсталости (читай — в укреплении ее военной безопасности).

И все же будем надеяться, что опасения напрасны и необходимое финансирование программы «Электронная компонентная база» будет обеспечено. Ведь пока еще есть то, без чего ее трудно было бы воплотить в жизнь даже при тотальном признании главенства государственных интересов над корпоративными. Это — люди отечественной силиконовой долины, не успевшие или не захотевшие работать на процветание американской и других Silicon Valley. Есть у нас и зеленоградская система интегрированной подготовки молодых кадров…

Впрочем, есть еще одна беда — мы и не заметили, как через программы научно-технического сотрудничества, многочисленные лекции и стажировки произошло перемещение российского интеллектуального капитала из страны. Об этом, например, сказал генеральный директор ОАО «Российская электроника» В.Дшхунян на круглом столе «Высокотехнологические отрасли промышленности: стратегия России по присоединению к ВТО» 8 февраля 2002 г. В результате иностранные компании предъявляют претензии к технологиям, на основе которых производятся наши электронные компоненты. Видимо, необходимо прогнозировать масштабирование этих претензий в ходе осуществления программы «Электронная компонентная база». Рассчитывать на то, что хватит времени и средств на создание значительной части сверхновых технологий, не приходится.

Исходя из этого, просматривается перспектива раздельных потоков производства образцов ВВТ: для нужд российской обороны — на основе отечественной ЭКБ, созданной в ходе реализации программы (отчасти незаконной, с точки зрения иностранных «владельцев» российских ноу-хау) и для загранпоставок — по-прежнему, на основе импортных электронных компонентов. Устроит ли такая перспектива воображаемых главных противников новой редакции ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.? n

 

Павел Иванов,  кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Журнал «Воздушно-космическая оборона» №4 (7) 2002

 

2 Trackbacks & Pingbacks

  1. К 2020 году доля импортной ЭКБ на российском рынке снизится с 82% до 44% | Авиапанорама
  2. К 2020 году доля импортной ЭКБ на российском рынке снизится с 82% до 44% | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика